ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ защита отношений, связанных с исполнением государственного или муниципального контракта, не должна ставиться в зависимость от характера и вида допущенных виновным нарушений контрактных обязательств

   Конституционный  Суд РФ от 18.03.2021 N 7-П вынесен постановление "По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Компания Ладога".

  Конституционный Суд РФ признал соответствующей Конституции РФ часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ - как допускающую привлечение к административной ответственности за просрочку исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если она привела к причинению существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства и не влечет уголовной ответственности.

 Указал,  что часть 7 статьи 7.32 КоАП РФ не порождает неопределенности и противоречивой правоприменительной практики в вопросе о том, относится либо нет просрочка исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к действиям (бездействию), которые могут влечь наступление административной ответственности за предусмотренное данной нормой правонарушение, равно как и не позволяет прийти к выводу о том, что возложение такой ответственности за просрочку исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основано на расширительном, а не буквальном истолковании данной нормы.

  Данная норма, будучи направленной на стимулирование исполнения контрактных обязательств и недопущение причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не может расцениваться как нарушающая конституционные права и свободы юридических лиц, в том числе в части ее санкции.

  Как отметил Конституционный Суд РФ, определение размера административного штрафа исходя из величины, кратной стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг обусловлено необходимостью достичь цели административного наказания, состоящей в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

  В правоприменительной практике должно обеспечиваться применение части 7 статьи 7.32 КоАП РФ в соответствии с ее конституционным содержанием, выявленным в настоящем Постановлении.

 

С 1 апреля вводится в действие административный регламент МВД России, устанавливающий порядок сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений

    В соответствии с Приказом МВД России от 20.02.2021 N 80 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

  Административный регламент определяет сроки и последовательность процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений, их обменом и прочее, а также порядок взаимодействия подразделений ГИБДД с федеральными органами исполнительной власти, иными заинтересованными органами (в том числе, иностранных государств) и организациями при предоставлении государственной услуги. Регламент включает в себя ряд новых положений, в частности:не будет проводиться проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена. Оценка управления транспортным средством будет осуществляться в условиях реального дорожного движения.

  Данное требование распространяется на водителей грузовых и легковых автомобилей, автобусов и составов транспортных средств. Практический экзамен для водителей мототранспортных средств будет проводиться на прежних условиях;ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения.

  Грубыми ошибками, при совершении которых экзамен сразу прекратиться, будут являться, к примеру, непристегнутый ремень или использование во время движения мобильного телефона;реализована возможность присутствия наблюдателей в автомобиле во время проведения экзамена. Наблюдателями могут быть другие кандидаты в водители, представители общественных организаций и автошкол;предусматривается процедура передачи заявления и сканов документов в электронном виде при оформлении удостоверения через МФЦ; упрощается процедура подачи заявления, которое будет заполняться сотрудником экзаменационного подразделения с помощью информационных ресурсов ГИБДД.

  Признаются утратившими силу пункт 1 приказа МВД России от 20 октября 2015 г. N 995, которым утвержден административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения, а также приказ МВД России от 6 сентября 2017 г. N 707 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной деятельности". Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 года.

 

Расширен перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного Комитета России.

   Федеральным законом от 24.03.2021 N 49-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Указанный перечень дополнен преступлениями, совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

  Также уточнено, что по уголовным делам об отдельных преступлениях, выявленных органами Федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов ФСБ России.

 

Внесены изменения в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми уточнено толкование понятия "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности"

   Федеральным законом от 24.03.2021 N 57-ФЗ внесены изменения в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". 

   Ранее Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 315-ФЗ было внесено изменение в часть первую.1 статьи 108 УПК РФ, раскрывающее понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" посредством замены его формулировкой "преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности".

  При этом понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" продолжало использоваться в части первой статьи 81.1 УПК РФ, определяющей порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, и в части 4.1 статьи 164 УПК РФ,  устанавливающей общие правила производства следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных теми же статьями особенной части УК РФ, которые указаны в части 1.1  статьи 108 УПК РФ.

  Внесенными указанным  Федеральным законом изменениями содержание части первой статьи 81.1 и части 4.1  статьи 164 УПК РФ приведено в соответствие с частью 1.1 статьи 108 УПК РФ.

 

Установлены особенности регулирования деятельности детских школ искусств

    Федеральным законом от 24.03.2021 № 51-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

   В соответствии с законом для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел".

  Прием на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств будет осуществляться на основании результатов вступительных испытаний.

  Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, наделен полномочиями по установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

С 1 января 2022 года вводится единый федеральный реестр турагентов

    Федеральным законом от 24.03.2021№ 48-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми предусмотрено введение единого федерального реестра турагентов, субагентов. 

   В реестр турагентов будут включаться, в том числе:- сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между туроператором и турагентом, по которому туроператор поручает продвижение и реализацию туристского продукта, включая указание сферы туризма, в которой поручаются продвижение и реализация туристского продукта (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), даты заключения и срока действия такого договора, а также указание на возможность (невозможность) передачи турагентом исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта субагенту;- сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между турагентом и субагентом, по которому турагент передает исполнение поручения на продвижение и реализацию туристского продукта, даты заключения и срока действия такого договора;- реестровый номер турагента в реестре турагентов.

   Сведения о турагенте, субагенте формируются в реестре турагентов автоматически на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

  Сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между туроператором и турагентом, даты заключения и срока действия такого договора, а также указание на возможность (невозможность) заключения турагентом такого договора с субагентом, формируются туроператором в реестре турагентов самостоятельно не позднее чем через три рабочих дня со дня заключения такого договора.

  Внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором в электронной форме с использованием личного кабинета туроператора на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

  Сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между турагентом и субагентом, по которому турагент передает поручение на продвижение и реализацию туристского продукта, формируются турагентом в реестре турагентов самостоятельно не позднее чем через три рабочих дня со дня заключения такого договора.

  Внесение сведений о субагенте в реестр турагентов осуществляется турагентом в электронной форме с использованием личного кабинета турагента на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

  При этом туроператор должен подтвердить в реестре турагентов право субагента на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором.Продвижение и реализация туристского продукта турагентом, субагентом допускаются при условии наличия сведений о турагенте, субагенте в реестре турагентов.

  Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

В соответствии с изменениями в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отменены возрастные ограничения для гражданских служащих, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет.

  Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе и замещающему должность категории "руководители" высшей группы должностей, срок гражданской службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет.

  В соответствии с Федеральным законом от 24.03.2021 № 52-ФЗ внесены изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  Внесенными изменениями установлено, что на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.

 

Уточнены положения о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.1 КоАП РФ

    Федеральным законом от 24.03.2021 № 55-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно уточнены положения о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.1 КоАП РФ.

   Статья 19.7.1. КоАП предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий госконтроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов), если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

   Помимо цен (тарифов) государственному регулированию подлежат также, в частности сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, плата за технологическое присоединение и т.д.

   Предусмотренная КоАП РФ ответственность за непредставление (представление недостоверных) сведений, связанных исключительно с тарифами, влечет возможность злоупотребления правом со стороны хозяйствующих субъектов.

  Административная ответственность будет наступать за непредставление, несвоевременное представление, представление заведомо недостоверных сведений, если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

 

С 1 июля 2021 года вводятся штрафные санкции за продажу отдельных видов технически сложных товаров с нарушением обязательных требований по предустановке российского программного обеспечения

  Федеральным законом от 24.03.2021 № 54-ФЗ внесены изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми продажа отдельных видов технически сложных товаров с нарушением требования об обеспечении предустановки программного обеспечения, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

  Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Законодательно закреплен порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации).

Федеральным законом от 09.03.2021 № 39-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 Установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, к ней не может быть ограничен доступ, если только такая информация не отнесена законодательством РФ к государственной тайне.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):

 о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;о радиационной обстановке;

 о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

 об обращении с отходами производства и потребления;о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

 Правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством РФ.Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

 Корреспондирующие изменения, касающиеся порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) внесены также в Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", в Федеральные законы от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 

О персональных данных.

   Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) регулирует отношения, связанные с осуществляемой органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами обработкой персональных данных, под которыми понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу (субъекту персональных данных).

  Обработка персональных данных – это любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

   Статьей 5 Закона № 152-ФЗ определены принципы обработки персональных данных. Так, обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

  При обработке персональных данных должны быть обеспечены их точность, достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки. По общему правилу, хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

  Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с согласия их владельца.Согласие на обработку персональных данных не требуется в случаях, когда их обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; в связи с участием лица в различных видах судопроизводства; для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица; для исполнения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно, а также в других установленных ст. 6 Закона № 152-ФЗ случаях, в том числе, когда сам субъект предоставил персональные данные неопределенному кругу лиц (например, при размещении их в социальных сетях в сети Интернет).

  Операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным физического лица, обязаны соблюдать установленное ст. 7 Закона № 152-ФЗ требование конфиденциальности, то есть не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

  За нарушение законодательства о персональных данных ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, обеспечивающим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, является Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в число полномочий которой входит также право на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав субъектов персональных данных и представление их интересов в суде, на принятие мер по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона. Статья 22 Закона № 152-ФЗ обязывает оператора до начала обработки персональных данных уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

  Направление уведомления не требуется при обработке персональных данных, обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством; персональных данных, включающих в себя только фамилии, имена и отчества; необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях; включенных в информационные системы персональных данных, имеющие статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка и в других установленных ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ случаях.

 

За нарушения требований в области техосмотра транспортных средств накажут строже.

  Статьей 14.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств.

  В связи с принятием Федерального закона от 26.07.2019 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» указанная статья претерпела изменения, которые вступили в силу с 01 марта 2021 года.

  Так, изменениями ужесточается санкция статьи за совершение нарушений при: аккредитации операторов технического осмотра; оформлении диагностических карт; передаче сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства.

 Также вводятся совершенно новые составы правонарушений в области технического осмотра транспортных средств, а именно:

несоблюдение порядка ведения реестра операторов технического осмотра; нарушение порядка оформления диагностических карт физическими и должностными лицами; проведение технического осмотра лицом, отсутствующим в реестре операторов, либо лицом, не уполномоченным на его проведение определенной категории транспортных средств или в определенном месте; проведение технического осмотра неаккредитованным лицом. 

 За совершение правонарушений указанной категории предусматривается наказание в виде наложения штрафа в размере, определенном административным законодательством. Нововведенным примечанием к статье предусматривается, что технические эксперты в области технического осмотра транспортных средств, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица.

Ужесточена ответственность за оскорбление.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 513-ФЗ внесены изменения в статью 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за оскорбление. Изменения вступили в силу с 15 января 2021 года.

 Теперь под оскорблением следует понимать унижение чести и достоинства, выраженное не только в неприличной, но и в иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

 Необходимо отметить, что унижение чести и достоинства - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на её дискредитацию, подрыв авторитета человека как в глазах окружающих, так и в своих собственных, и которая, с учетом внесенных изменений, необязательно должна быть выражена в неприличной форме.

Кроме того, административная ответственность может наступить за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных (часть 2 статьи 5.61 КоАП РФ).

 Одновременно увеличился и размер административного штрафа за оскорбление, составляющий теперь для граждан от 3 до 5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей. Санкции иных частей статьи 5.61 КоАП РФ также претерпели изменения в сторону увеличения. Помимо этого, статья 5.61 КоАП РФ дополнена специальной нормой за совершение оскорбления государственным или муниципальным служащим в связи с осуществлением своих полномочий (часть 4 статьи 5.61 КоАП РФ), санкция за которое предусматривает наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года. Напомним, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и рассматриваются мировыми судьями. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.