Литературно-музыкальная композиция «Гамлет ХХ века»

         10 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Бориса  Пастернака – крупнейшего  русского писателя и поэта  XX века, лауреата Нобелевской премии в области литературы,    поднявшегося над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего  времени, оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.

       «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий    Анненков, в 1921 г., нарисовавший замечательный карандашный портрет  поэта. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма  речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетенье синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы ни говорил: о любви, об искусстве   или о какой-нибудь мелочи…»

      Борис Пастернак родился в Москве 10 февраля  1890 года в  удивительной семье, где всё способствовало пробуждению тяги к творчеству.  Отец поэта, Леонид Пастернак, был известным  художником, академиком живописи; мать, Розалия Исидоровна, была  профессиональной, одаренной  пианисткой.  Лев Толстой, бывавший в числе других знаменитостей в доме Пастернаков, заслушивался её игрой. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке:

О, детство (Ковш душевной глуби),
О, всех лесов абориген,
Корнями вросший в самолюбье,
Мой вдохновитель, мой регент!

  Первые творческие пристрастия Пастернака были всецело в области музыки. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина»,- говорил поэт. Борису предсказывали композиторское будущее, а его музыкальные  сочинения получили одобрение Скрябина. Но Пастернака удручало отсутствие абсолютного слуха, и он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

     Окончив гимназию в 1908 году, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году по совету Скрябина переходит на философское отделение историко-филологического факультета  Московского университета. Но вскоре его захватила иная музыка – музыка философской мысли. В 1912 г. он отправился в Германию, в Марбургский университет, - учиться под руководством известного философа того времени Германа  Когена. Но и философия удерживала его недолго. С 1913 г. Пастернак полностью посвятил себя поэзии. Тут нашли применение все его способности: верный и восприимчивый к окружающему миру глаз человека, воспитанного  живописью; чуткий слух, вымуштрованный систематическими занятиями музыкой; способность философски осмыслить всё увиденное и пережитое. С первых своих шагов в поэзии Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй  художественных средств. Многое  в его поэзии ошеломляет, ставит в тупик. Любое явление поэт стремится,  словно бы захватить врасплох, «поймать живое».

    Пастернак в поэзии – живописец. Его стихи -  живое письмо.  Живое – имеющее  цвет, вкус, звук. Недаром как заклинание произносит поэт, убеждая  себя и других:

     О, знал бы я, что так бывает,

    Когда пускался на дебют,

    Что строчки с кровью - убивают,

    Нахлынут горлом и убьют!..

*************************

   Когда строку диктует чувство,

  Оно на сцену шлет раба,

   И тут кончается искусство,

  И дышит почва и судьба.

     

      О своих первых шагах в литературе Пастернак рассказал в автобиографическом очерке «Люди и положения» (1956 г.)     В разные годы ему довелось встречаться с поэтами Р.М.Рильке, А.Белым, А.Блоком, В.Брюсовым, А.Ахматовой,  М.Цветаевой, В.Маяковским.

    Литературный дебют Пастернака произошел в 1913 году, когда вышел в свет альманах «Лирика», изданный содружеством поэтов  литературного кружка. Пастернак был представлен в альманахе пятью стихотворениями. А в 1914 году  выходит первый сборник Бориса Пастернака «Близнец в тучах», состоящий уже из 21 стихотворения.

   Вторая книга - «Поверх барьеров» - была опубликована с цензурными изъятиями в 1917 году, еще до Октябрьской революции.
           Примерно тогда же, летом 1917 года, была написана, но издана пятью годами позже книга «Сестра моя - жизнь», посвященная М.Ю.Лермонтову.  Ее издание стало крупнейшей вехой на литературном пути поэта. Эта книга выдвинула автора в число великих русских поэтов послереволюционной поры. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака - ее нераздельная слитность с миром природы.
                        Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
                        Расшиблась весенним дождем обо всех,
                        Но люди в брелоках высоко брюзгливы
                        И вежливо жалят, как змеи в овсе*
                        У старших на это свои есть резоны.
                        Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
                       Что в грозу лиловы глаза и газоны
                       И пахнет сырой резедой горизонт...

     По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской поэзии («Март», «Июль», «Август», «Январь 1919 года» и другие стихотворения). Он единственный поэт создавший стихи о всех месяцах календаря.

    Вторая половина 20-х и первая половина 30-х годов – зенит литературной славы молодого Бориса Пастернака. Издательства охотно печатают его книги, пресса помещает на них благожелательные рецензии, мягко журя поэта за «трудность формы»; но признавая его огромный талант. Выходит сборник "Темы и вариации", создается роман в стихах "Спекторский", поэмы о первой русской революции — "Девятьсот пятый год" и "Лейтенант Шмидт". Эти поэмы стали событием в советской поэзии, их высоко оценил Максим Горький.

     Лирика, созданная в пору написания поэм, составила книгу «Второе рождение» (1932). Эти стихи и усиленная работа над переводами и прозой были пробой новой манеры и лабораторией нового стиля Пастернака.

    Начиная с 1936 года поэт почти безвыездно живёт в подмосковном писательском посёлке Переделкино. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино созданы книги «На ранних  поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и роман «Доктор Живаго», начатый зимой 1945-46 года и завершенный в 1956 году.

      Во время Великой Отечественной войны поэт интенсивно работал над стихами,  в которых в полный голос звучит патриотическая тема. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: "Я дежурил в ночи  бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома — свидетель двух фугасных попаданий в это здание в одно из моих дежурств, — рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие    во мне прирожденного стрелка". 

        Стихи, созданные позднее в эвакуации, — такие, как "Зима приближается", "Ожившая фреска", "Победитель" (о прорыве блокады Ленинграда), "В низовьях", "Весна", — образуют прекрасный лирический цикл «Стихи о войне», вошедшие в книгу «На ранних поездах».

Радость победы в Великой Отечественной войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Но всё оказалось ложным. Идеологический погром, начавшийся постановлением с августа 1946 года, сопровождался волнами новых репрессий.

      Именно почти в это время Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго», работа над которым затянулась и заняла целое десятилетие. Произведение стало итогом творческих поисков писателя в области художественной прозы, попыткой воплотить своё понимание времени и жизни в большой прозаической форме. Само это произведение - духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В центре романа - образ интеллигента Юрия Живаго, стоящего на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием. Герои романа говорят правду о своём жестоком времени, которое безжалостно искалечило их жизни. И эта правда далека от того, как рисовала ту же эпоху официальная история. Новаторство, моральная и интеллектуальная сила этого произведения в том, что оно содержит в себе не прозаическое, а поэтическое отношение к действительности, колебания и сомнения русского интеллигента. Советские журналы отказались опубликовать роман.  Роман «Доктор Живаго» был издан за границей и переведён на 24 языка. А издание на Родине было запрещено более чем на 30 лет.

            С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. И только в 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

«Человек чрезвычайного мужества, очень скромный и очень высокой морали, одинокий защитник постоянно угрожаемых духовных ценностей; его образ возвышается над мелкими политическими распрями нашей планеты», - напишет о Пастернаке член Французской академии писатель Анри Труайя. Сам поэт скажет перед смертью своему старшему сыну: «Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант»

Подобная Н.П.,зав. библиотекой-фил. №4 МУ БГЦБС

Дата события: 
понедельник, 19 января, 2015 - 10:00