Семейный клуб «Лад»

Романсы и песни Сергея Прокофьева

 

«Вот - дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества…»

                                               Борис Владимирович Асафьев,

музыковед и композитор

  В этом году великому русскому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву - классику XX века исполняется 125 лет со дня рождения. Творчество композитора остаётся популярным и в наши дни. 2016-й год по предложению президента Владимира Владимировича Путина объявлен годом Прокофьева.

 В апрельские дни в филиале № 7 состоялось очередное заседание в семейном клубе «Лад» - музыкальный час «Романсы и песни Сергея Прокофьева». В музыке композитора воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, смех и слёзы. В ней перед нами оживают русская история  и современность, трагедия  и сказка.

  Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в деревне Сонцовка на Украине. Серёжа с самого раннего детства слушал музыку. Его мама прекрасно играла на фортепиано  сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского и стала его первой учительницей музыки. Композиторские навыки смог привить ребёнку в короткий срок Рейнгольд Глиэр, впоследствии известный композитор, а тогда - молодой человек, только что окончивший Московскую консерваторию.

 Свою первую пьеску он сочинил пяти с половиной лет, а в девять уже играл пьесы Моцарта и лёгкие сонаты Бетховена. Родители взяли его в Москву на спектакль в оперный театр. На мальчика всё произвело огромное впечатление: спектакль, декорации, пение солистов. Вернувшись в Сонцовку, он берётся сочинять и ставить собственные спектакли. К 12 годам он написал свои первые оперы  «Великан» и «На пустынных островах».

 Осенью 1904 года Серёжа, блестяще выдержав испытание, был принят в Петербургскую консерваторию, которую окончил как композитор, пианист и дирижёр. Мастерству композитора он учился у Николая Римского-корсакова, Анатолия Лядова и одновременно овладевал искусством фортепианной игры в классе известной пианистки Анны Николаевны Есиповой.В этот период Прокофьев сочиняет оперы, фортепианные пьесы, сонаты, симфонии, романсы и песни. Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергей Прокофьев сыграл на выпускном экзамене в 1914 году, завоевав Премию имени Антона Рубинштейна. В связи с успешным окончанием консерватории мать отправила Сергея в поездку за границу. Он поехал в Лондон, где в это время проходил русский оперно-балетный сезон, возглавляемый Сергеем Павловичем Дягилевым.

 В апреле 1918 года состоялись первые концерты Прокофьева в Советской России. На них присутствовал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, с симпатией относящийся к музыке молодого композитора. К нему-то и обратился Сергей Сергеевич с просьбой разрешить поездку за границу.

 Через Владивосток Прокофьев добрался до Токио, дальше в Нью-Йорк. За границей он общается с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Морисом Равелем, Анри Матиссом, Артуро Тосканини и другими. Сергей Сергеевич гастролировал по Соединённым Штатам с симфоническими концертами. Из Америки он вернулся в Европу. В 1923-м году Прокофьев поселился в Париже и периодически совершал концертные поездки по странам Европы и Америки. Лучшие оркестры исполняли его произведения, он выступал в крупнейших залах.

 Но после коротких поездок в Россию в конце 20-х годов композитор всё острее ощущает тоску по Родине и в 1934 году Прокофьев принял окончательное решение остаться в Советском Союзе. Он сразу же оказался в гуще музыкальной жизни страны.

 Вскоре он дебютировал в кино. Сергей Прокофьев стал первым композитором, определившим роль музыки в кино как одну из драматургических основ фильма, наравне со сценарием. Ярче всего это проявилось в его совместных работах с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном («Александр Невский» и «Иван Грозный»).

 Задуманный в 1940 году балет «Золушка», одно из самых лирических произведений, удалось завершить только после войны. После нападения фашистской Германии на СССР в центре внимания Прокофьева - грандиозный замысел оперы «Война и мир» по роману Льва Толстого, и уже в мае 1942 года в Москве состоялось первое прослушивание музыки к опере «Война и мир». Играли в четыре руки Святослав Рихтер и Александр Ведерников. Среди слушателей был и Дмитрий Дмитриевич Шостакович, на которого музыкальное сочинение произвело громадное впечатление.

 13 января 1945 года слушатели в последний раз видели Прокофьева за дирижёрским пультом. В послевоенные годы, несмотря на тяжёлую болезнь, Сергей Сергеевич создаёт ещё много значительных произведений.

 Но гениальному композитору не удалось избежать и разгромной критики. В 1948 году он был объявлен «формалистом» после просмотра его новой оперы «Повесть о настоящем человеке». Это подорвало не только его здоровье, но и веру в правильность советской политики в области культуры. Последние годы своей жизни Сергей Сергеевич проводит на даче в посёлке Николина Гора среди любимой им русской природы, продолжает сочинять, нарушая запреты врачей. В этот период он полностью переключается на создание балета по уральским сказам Павла Петровича Бажова - свою давнишнюю мечту о национальном русском балете.

 Интереснейшая часть творчества Прокофьева представлена его вокальными сочинениями. Сергей Сергеевич обращался к произведениям известных поэтов Алексея Апухтина, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта и многих других.  Первым увлечением Прокофьева была Нина Мещерская. Именно любовью к ней было навеяно создание романсов на стихи Анны Ахматовой «Солнце комнату наполнило», «Настоящую нежность не спутаешь», «Память о солнце», «Здравствуй» и «Сероглазый король».  Поэзия Константина Бальмонта вдохновила Сергея Сергеевича на  создание таких романсов, как «Заклинание воды и огня», «Голос птиц», «Бабочка», «Помни меня!» («Малайский заговор для памяти») и «Столбы».

 К столетию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина композитор создал несколько музыкальных произведений, в том числе и  романс «В твою светлицу».

 Сергей Прокофьев пробовал себя и как автор музыки детских песен на стихи Агнии Барто, Нины Саконской и Льва Квитко. Лучшим вокальным сочинением композитора стала всем хорошо известная «Болтунья».

 Для гостей музыкального часа звучали романсы и хорошо знакомые русские народные песни в обработке Сергея Прокофьева  «На горе-то калина» и  «Катерина», а также отрывки из Седьмой симфонии, которая  стала своего рода лирической исповедью композитора, его «лебединой песней».

 Прокофьев скончался 5 марта 1953 года, в один день с объявлением о смерти Сталина. Всего за годы жизни  выдающимся   композитором было создано 11 опер, 7 симфоний, 7 балетов, 72 песни и романса. В память о нём в Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева.

Музыкальный час «Романсы и песни Сергея Прокофьева» оставил яркое впечатление и позволил гостям библиотеки лучше узнать творчество композитора и насладиться  чарующими звуками его музыки.


Л.М. Куликова, главный библиотекарь филиала  № 7